История нашего городка  

22 февраля 1946 года образован Металлургический район Челябинска. Биография района - это биография тысяч и тысяч людей, работающих на металлургическом гиганте, и поэтому история района неразрывно связана с историей Челябинского металлургического комбината.
Металлургический район занимает северную, обособленную часть города и располагается на территории 106 кв. км, население района составляет 144,6 тыс. человек. Центральная улица Богдана Хмельницкого включает в себя красивейший бульвар и является центром общественной и культурной жизни района.
Металлургический район кроме того отличается от других районов Челябинска четкой планировкой улиц и площадей, большим количеством зелени, главное природное богатство района - Каштакский бор.
В районе также находится международный аэропорт "Баландино" - воздушные ворота Челябинска.
История района – это и история людей, живущих в поселках, входящих в состав района, особенно старых казачьих поселков Першино и Каштака, являющихся практически ровесниками города Челябинска, и современных Соцгорода и Соцгорода-2, являющихся композиционным центром Металлургического района и а также поселка Аэропорт.
История нашего Металлургического района начинается конечно же не с 22 февраля 1946 года, когда он получил название. И даже не с ноября 1931 года, когда здесь появились первые строители "Бакалстроя"- будущего Челябинского металлургического завода. Ведь совсем незадолго до выбора "Першинской площадки" под его строительство, это была земля, принадлежавшая Челябинскому и Долгодеревенскому казачьим юртам Оренбургского казачьего войска... Проживая в поселках Каштак и Першино, наши предки, казаки несли воинскую службу и трудились на этих землях ко времени строительства завода больше 200 лет.
В сентябре 1736 г. в урочище Челяби была построена крепость, положившая начало городу Челябинску. Развитие крепости сопровождалось развитием окрестностей, строительством поселков для снабжения крепости продуктами. Названия поселков восходят к фамилиям первостроителей Челябинска. Першино - старинный поселок государственных крестьян и челябинских казаков упоминается с 1743 г. в числе первых деревень, относящихся к ведомству Челябинской крепости. Жители занимались скотоводством и выращивали на продажу овощи.
Местоположение старого Першино соответствует Генеральному плану Челябинского уезда, составленному около 1800 года, а с 1843 года Першино становится казачьей станицей.
В 1763 году впервые в источниках упоминается поселок Каштак как деревня государственных крестьян.
17 сентября 1773 года Е. Пугачев направил на Урал атамана И.Н. Грязнова, который 9 февраля 1774 года захватил Челябинскую крепость. Главное сражение произошло возле пос. Першино, на лесистой горе, с тех пор именуемой Пугачевской.
Постепенно после пугачевской войны край развивался, казачьи поселки Першино и Каштак росли, так в 1795 г. в пос. Каштак проживало 104 жителя в 12 дворах, а в 1841 г. жителей пос. Каштак зачислили в казачье сословие вновь образованного Долгодеревенского станичного юрта, в 1843 г. Першино стал казачьим поселком в 42 двора с населением 290 жителей, в 1866 г. в Першино стало 475 жителей в 91-м дворе, построена часовня. В 1892 г. в Челябинск прибыл первый паровоз на построенной Самаро-Златоустовской железной дороге. Край стал развиваться с огромными темпами. В 1896 г. в Челябинск перенесли таможню, таможенный "передел" цен на зерно привел к росту количества мельниц. В 1894 г. на берегу Миасса северней Першино купец Степанов построил паровую мельницу (ныне мельзавод "Победа"). Так возник поселок Мельничный тупик. После восстания Тадеуша Костюшко в 1863 г. в Польше на Урал было сослано много поляков, они обосновались на севере от Челябинска, создав два поселения, Польскую слободу и хутор Щигеля, такая была фамилия основателя хутора. Название, непривычное для уха местных крестьян, постепенно трансформировалось в наименования Щегол, а затем и Шагол. Край боагател, к началу 20-го века Першино стал большим поселком со своей школой, церковью, в нем проживало 781 жителей, были построены 2 водяные мельницы. В поселке Каштаке проживало 384 жителя, была построена школа.
Наш край не обошла драма Гражданской войны. В июле-августе 1919 г. окрестности пос. Першино, Каштака явились свидетелями ожесточенной битвы за Челябинск между войсками Колчака и Красной армией. С 17 июля по 4 августа 1919 г. на подступах к Челябинску шли упорные, ожесточенные бои, в которых с обеих сторон участвовало до 80 тыс. чел... Челябинское сражение явилось верхней точкой "излома", после которой армия адмирала Колчака начала свой отход на восток. Провал Челябинской операции послужил, по сути, переломным моментом всей истории Белого движения на Востоке России.
В 1929 г. в СССР началась индустриализация, стране нужно было много металла. В 1930 г. Правительством СССР решено искать место для нового металлургического гиганта на основе месторождения Бакальского руд. В ноябре 1931 г. Правительством СССР определена Першино-Каштакская площадка для строительства металлургического завода. В 1931 г. Митрофан Архипович Жариков возглавил возглавил экспедицию, направленную ЛенГипромезом на Урал, для окончательного решения о месте постройки Бакальского металлургического завода. Из имевшихся площадок он выбрал Першинскую, предопределив тем самым появление Челябинского металлургического комбината, оказавшего значительное влияние и на развитие самого Челябинска. В ноябре было создано специализированное управление "Бакалстрой", начальником которого стал Жариков. 15 мая 1932 г. в газете "Челябинский рабочий" Жариков написал о начале строительства Бакальского сталелитейного завода. В порядке подготовительных работ были построены: железнодорожная ветка от станции "Шагол" до мельзавода "Победа", железнодорожный мост через реку "Миасс" и виадук через Свердловский тракт, школа ФЗО (средняя школа №29, ныне не сохранилась), 40 бараков, 12 двухэтажных домов, что составило известный в ту пору поселок Бакал. Кроме того в Каштакском бору на берегу реки Миасс была построена дача, позже рядом появились другие дома, бараки, землянки, образовавшие небольшой поселок... известный несколько десятилеий под именем "Жарикова дача". Для завода были заказаны в Германии электропечи.
В Германии между тем пришли к влати фашисты, они не стали поставлять в СССР электропечи (была сделана только одна для Электростали), финансирование строительства металлургического завода на 1935 г. было остановлено. Тогда Жарикова направили в г.Ревду Свердловской области начальником Уралсредмедьстроя. 8 октября 1936 г. М.А. Жариков, находившийся в служебной командировке в Москве, был арестован органами НКВД, Жарикова оклеветали и расстреляли.
Перед войной о намеченном строительстве вспомнили и 14 января 1941 г. подписан приказ об организации СМУ Бакалметаллургстрой для возобновления строительства металлургического завода. Но реально завод начал строиться только после начала Великой Отечественной войны. С запада страны стало поступать эвакуированное оборудование с заводов Запорожья, Электростали. Вместе с оборудованием приезжали и специалисты. 8 сентября 1941 г. на ст. Шагол прибыл первый эшелон с эвакуированными из Запорожья, поезд подошел к конечной станции Мельничный тупик. Эвакуированные увидели кругом поля, чередующиеся с березовыми рощами. На противоположном берегу реки на пустыре разместился барачный поселок, многие бараки в нем стояли недостроенными. 10 сентября приступили к работе. "Бакалметаллургстрой" возглавил приехавший из Куйбышева С.Г. Финкельштейн. Специалистов гостеприимно разместили в Першино, Каштаке, Баландино, Жариковой даче. Строительство шло неспешно, стране катастрофически нужен был металл связи с потерей металлургических заводов Украины и весной 1942 г. "Челябметаллургстрой" выводится из Особстроя, а 5-я саперная армия А.Н. Комаровского перебрасывается из под Сталинграда на строительство ЧМЗ.
Сюда с разных строек страны были направлены около 8 тысяч квалифицированных рабочих и инженеров, строительные части, которые воздвигали оборонительные рубежи в Сталинграде.
Но основным источником рабочей силы для Челябметаллургстроя стала так называемая "трудовая мобилизация немцев". Она началась летом 1941 г. после указа Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". В "трудармию" также попали военнослужащие Красной Армии немецкой национальности, политиммигранты из Германии и стран Восточной Европы, находившиеся в СССР, а также советские граждане финской, румынской, болгарской, венгерской, итальянской, чешской национальностей.
Первые трудармейцы прибыли на строительство металлургического завода в январе 1942 г. На целине им предстояло самим строить землянки. Всех прибывших определяли в стройотряды и на лагерные участки. В 1942 г. на ЧМС было четыре участка, укомплектованных заключенными, и 16 стройотрядов трудмобилизованных.
Суровые испытания выпалю на долю первых трудармейцев. Условия в лагере были ужасные. Неустроенный быт, плохое питание, огромная физическая нагрузка привели к тому, что в трудармии свирепствовали болезни. Жили они в зонах, огороженных колючей проволокой, по углам - вышки с вооруженными охранниками. Ходили всегда строем, в сопровождении военных с собаками. За порядком на строительстве зорким оком следил генерал-майор А. Комаровский.
Когда пустили ТЭЦ, начали строить и Соцгород. В 1943 г. появился первый двухэтажный кирпичный дом по ул. Сталеваров.
Для строительства Соцгорода была принята такая транспортная схема: железнодорожные тупики проходили там, где сейчас улицы Социалистическая, Мира и перекресток ул. Сталеваров в районе дома №42. Стеновые и другие материалы разгружались из вагонов в железнодорожных тупиках. От тупиков к строящимся кварталам были проведены кольцевые узкоколейные дороги. По этим дорогам кирпич, раствор и другие материалы подвозились к стройке на вагонетках с конной тягой.
Несмотря на тяжелые условия, холод и голод, 19 апреля 1943 г. состоялся первый пуск качественной стали на ЧМЗ. Электропечь, эвакуированная с Электростали, собранная в невероятные сроки, дала первый металл, этот день является днем рождения завода.
Вместе с заводом постепенно строился и район, застраивались улицы Сталеваров, шоссе металлургов, Электростальская, Социалистическая. В декабре 1943 г. организована первая больница в бараке на 10 коек (ныне больница №6), поселки Першино и Каштак включены в состав Сталинского района г. Челябинска, в 1945 г. открыт первый кинотеатр "Металлург" (ныне снесен, на его месте построен храм Св. Георгия), построен Центральный клуб строителей.
В победном мае 1945 г. началось регулярное автобусное движение от Соцгорода до центра Челябинска, до этого транспортом в районе служил маленький паровоз с вагоном, ходивший по шоссе металлургов к заводу.
22 февраля 1946 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "Об образовании Металлургического района в г. Челябинске". 8 марта 1946 г. Челябинский городской Совет депутатов трудящихся на основании этого Указа принял решение об организации Металлургического района за счет отделения части Сталинского (ныне Центрального) района на основе поселков Челябметаллургстроя, Каштака, Першино, хутора Миасского, станции Шагол, поселка ЧВВАКУШ. 24 апреля 1946 г. начал действовать Металлургический районный исполнительный комитет, первым Председателем был выбран Василий Сергеевич Самойлов. К тому времени уже был построен ЧМЗ. Строился и жилой городок. Еще весной 1945 года ленинградские архитекторы приступили к созданию генерального проекта планировки районного центра металлургов. По первоначальному проекту Соцгород должен был развиваться в сторону Каштака, но проект скорректировали, чтобы сохранить прекрасное создание природы - Каштакский бор, который и сегодня является достопримечательностью района.
Основные жилые кварталы стали возводить вдоль главной оси района - шоссе Металлургов, , начинающееся у проходной металлургического комбината "Доменная".
Металлургический район преображался на глазах. Строители собрали для себя часть перевезенных из Петрозаводска финских домиков - за ТЭЦ поселком заложили Молодежный городок. После сдачи в эксплуатацию 6 ноября 1948 г. первого трамвайного маршрута "ЧМЗ - кислородный завод", регулярным стало сообщение между городом и заводом. Жители Соцгорода 8 июля 1947 г. разбили парк культуры.
В дни, когда прозвучали слова Стокгольмского воззвания о борьбе за мир, у работников ЧМЗ родилась мысль назвать улицу, которую еще только предстояло застроить, улицей Мира.
С середины 50-х в стране развернулась компания за устранение архитектурных излишеств. С фронтонов возведенных домов исчезли лепные венки, фасады утратили рельефность и выпуклую узорчатость. В моду входил силикатный кирпич. Облицованные им стены жилых домов по проспекту Б. Хмельницкого не нуждались в наружной отделке. В период борьбы с неоправданными затратами заметно пострадал облик металлургического техникума. Парадное крыльцо его было расценено как необязательное украшательство и парадную лестницу с улицы на второй этаж так и не построили.
В 1953-54 г.г. у завода "Теплоприбор" раскинулась еще одна стройплощадка. Управление ЧМС начало сооружать еще несколько многоквартирных домов. Завод ожидал посланцев Китайской Народной республики. Но ни этот, ни другие дома так и не были заселены китайскими рабочими. Они не приехали на Урал. Лишь название поселка - Китай-городок - сохранило отзвук тех событий.
В 40-е годы было построено в районе много красивых замечательных жилых домов и общесственных зданий, которые до сих пор украшают центральные улицы Металлургического района, но в целом облик района сложился в 50-60 годы, когда в основном была решена насущная проблема нехватки жилья и сформировался окончательный облик района с его неповторимой шахматной разбивкой улиц с парком в центре района. На улице 1-го Спутника строители сдали в эксплуатацию первый панельный в районе дом (№27). Дальнейшее возведение аналогичных зданий затем пошло потоком, целыми кварталами - вдоль улицы им. 60-летия Октября, на территории бывшего поселка Бакал и т.д. Эти простые по форме дома в народе прозвали "хрущевками". Об объемах гражданского строительства на рубеже 50-60 годов свидетельствует тот факт, что специалисты управления "Жилстрой-2" в 1958 г. произвели отделку квартир общей площадью более 94 тыс. квадратных метров.
За семилетку (с 1958 по 1965 годы) в Металлургическом районе были построены и сданы в эксплуатацию 54 детских сада, 23 школы, 4 больницы, кинотеатр "Россия" с необычным для тех времен экраном из стеклоблоков... Пик гражданского строительства в Соцгороде пришелся на 1963 год, когда было сдано 142 тыс. квадратных метров жилья.
В 70-е г. в районе были построены новые кинотеатры, новые школы, детские сады, но жилое строительство было заморожено из-за неблагоприятных экологических условий в районе, работа металлургического завода без очистных привела к сильному загрязнению окружающей среды жителей района.
За последние годы район преобразился. Введение очистных установок на ЧМК намного улучшило ситуацию с воздухом, введение нового водовода с Шершневского водохранилища изменила ситуацию и с водоснабжением в лучшую сторону. В результате в панораме района все больше и больше видны башенные краны. Интенсивно ведется застройка микрорайонов, на месте старых домов поднимаются многоэтажки, которые радуют глаз своим разнообразием в оформлении и отделке, придают району более современный облик.
Металлургический район считается одним из самых зеленых в Челябинске. Весной улицы района буквально утопают в яблоневом цвету. Преобразилась и главная улица района - улица Б. Хмельницкого. Она стала величественнее, наряднее, ухоженнее, привлекая к себе жителей района в дни празднеств и отдыха.
Скоро в 2011 г. Металлургический район встречает свой 65-летний юбилей. Начав свое развитие с брезентовых палаток, землянок и полуземлянок, бараков и одноэтажных домов, выросших вокруг строящегося металлургического гиганта, усилиями трех поколений его жителей район превратился в прекрасный город металлургов, машиностроителей и строителей, культурный и спортивный центр Челябинска.


Познакомься с народом

Hosted by uCoz